СЕКСУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ВО ВРЕМЯ МЛАДЕНЧЕСТВА

Но от этой первой и самой важной сексуальной свя­зи после отделения сексуальной деятельности от при­ема пищи остается еще значительная часть, подготов­ляющая выбор объекта, т. е. помогающая вернуть уте­рянное счастье. В течение всего латентного периода ребенок научается любить других лиц, помогающих ему в его беспомощности и удовлетворяющих его по­требности, совершенно по образцу его младенческих отношений к кормилице, как бы продолжая эти отно­шения. Может быть, не согласятся отождествить неж­ные чувства и оценку ребенка, которые он проявляет к своим няням, с половой любовью; но я полагаю, одна­ко, что более точное психологическое исследование до­кажет не подлежащую СЕКСУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ВО ВРЕМЯ МЛАДЕНЧЕСТВА никакому сомнению тождест­венность тех и других чувств. Общение ребенка со сво­ими няньками составляет для него беспрерывный источник сексуального возбуждения и удовлетворения через эрогенные зоны, тем более, что эта нянька -обыкновенно это бывает мать — сама питает к ребенку чувства, исходящие из области ее сексуальной жизни, она ласкает, целует и укачивает его и относится к нему совершенно явно, как к полноценному сексуальному объекту.2 Мать, вероятно, испугалась бы, если бы ей

1 Психоанализ показывает, что имеются два пути нахож­дения объекта: во-первых, описанный в тексте, который со­вершается с опорой на прообраз раннего детства, и, во-вторых, нарциссический, который ищет собственное СЕКСУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ВО ВРЕМЯ МЛАДЕНЧЕСТВА «Я» и находит его в другом. Этот последний имеет особенно большое зна­чение для исхода процесса, но не имеет прямой связи с обсуждаемой здесь темой.

2 Те, кому эти взгляды покажутся «кощунством», пусть прочтут разбор отношений между матерью и ребенком у X. Эллиса, почти совпадающий по своему смыслу с нашими («Половое чувство» — «Das Geschlechtsgefuhl», S. 16).

разъяснили, что она будит своими нежностями сексу­альное влечение ребенка и подготовляет будущую ин­тенсивность этого влечения. Она считает свои действия проявлением асексуальной «чистой» любви, так как она тщательно избегает вызывать в гениталиях ребенка больше возбуждения, чем это необходимо при уходе за ним. Но половое СЕКСУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ВО ВРЕМЯ МЛАДЕНЧЕСТВА влечение, как нам уже известно, мож­но разбудить не только возбуждая генитальную зону; то, что мы называем нежностью, в один прекрасный день непременно окажет влияние на генитальную зону. Если бы мать лучше понимала, какое большое значе­ние имеют влечения для всей душевной жизни, для всех этических и психических проявлений, то она и после того, как узнала все это, все же чувствовала бы себя свободной от упреков. Она выполняет только свой долг, когда учит ребенка любить; пусть он станет дель­ным человеком с энергичной сексуальной потребнос­тью и пусть совершит в своей жизни все то, на что толкает это влечение человека СЕКСУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ВО ВРЕМЯ МЛАДЕНЧЕСТВА. Слишком много роди­тельской нежности может стать, разумеется, вредным, так как ускоряет половую зрелость, а также и потому, что делает ребенка «избалованным», неспособным в дальнейшей жизни временно отказаться от любви или удовлетвориться меньшим количеством ее. Одним из несомненнейших признаков будущей нервозности яв­ляется то, что ребенок оказывается ненасытным в сво­ем требовании родительской нежности; а с другой сто­роны, именно невропатические родители, склонные по большей части к чрезмерной нежности, скорее всего будят своими ласками предрасположение ребенка к невротическому заболеванию. Из этого примера видно, впрочем, что у невротических родителей имеются еще более прямые пути, чтобы передать свою болезнь СЕКСУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ВО ВРЕМЯ МЛАДЕНЧЕСТВА де­тям, чем наследственным образом.


documentazonwwf.html
documentazooegn.html
documentazoolqv.html
documentazootbd.html
documentazopall.html
Документ СЕКСУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ВО ВРЕМЯ МЛАДЕНЧЕСТВА