Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница

Важноеᅠ ᅠ местоᅠ ᅠ вᅠ ᅠ художественномᅠ ᅠ воспитанииᅠ ᅠ населенияᅠ ᅠ зани­малаᅠ ᅠ культурно-просветительнаяᅠ ᅠ организацияᅠ ᅠ «Пролетарскаяᅠ ᅠ куль­тура»ᅠ ᅠ (Пролеткульт).ᅠ ᅠ Вᅠ ᅠ 1919ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ Пролеткультᅠ ᅠ имелᅠ ᅠ 88ᅠ ᅠ губернскихᅠ ᅠ иᅠ ᅠ уездныхᅠ ᅠ организацийᅠ ᅠ иᅠ ᅠ издавалᅠ ᅠ вᅠ ᅠ центреᅠ ᅠ иᅠ ᅠ наᅠ ᅠ местахᅠ ᅠ 15ᅠ ᅠ журналов,ᅠ ᅠ вᅠ ᅠ томᅠ ᅠ числеᅠ ᅠ «Пролетарскуюᅠ ᅠ культуру»,ᅠ ᅠ «Горн»ᅠ ᅠ иᅠ ᅠ другие.ᅠ ᅠ Этаᅠ ᅠ культур­но-просветительнаяᅠ ᅠ организацияᅠ ᅠ создавалаᅠ ᅠ рабочиеᅠ ᅠ клубы,ᅠ ᅠ театры,ᅠ ᅠ различныеᅠ ᅠ художественныеᅠ ᅠ студии;ᅠ ᅠ былоᅠ ᅠ сделаноᅠ ᅠ немалоᅠ ᅠ дляᅠ ᅠ при­общенияᅠ ᅠ народаᅠ ᅠ кᅠ ᅠ искусству.

Вᅠ ᅠ 30-еᅠ ᅠ гг.ᅠ ᅠ увеличилсяᅠ ᅠ выпускᅠ ᅠ музыкальныхᅠ ᅠ инструментов,ᅠ ᅠ аᅠ ᅠ такжеᅠ ᅠ специальнойᅠ ᅠ литературы:ᅠ ᅠ партитур,ᅠ ᅠ переложенийᅠ ᅠ дляᅠ ᅠ худо­жественнойᅠ ᅠ самодеятельности.ᅠ ᅠ «Синяяᅠ ᅠ блуза»ᅠ ᅠ иᅠ ᅠ «Живаяᅠ ᅠ газета»ᅠ ᅠ ус­тупилиᅠ ᅠ местоᅠ ᅠ «ТВАМам»ᅠ ᅠ (театрыᅠ ᅠ рабочейᅠ ᅠ молодежи)ᅠ ᅠ иᅠ ᅠ агитбрига­дам.

Первыйᅠ ᅠ театрᅠ ᅠ рабочейᅠ ᅠ молодежиᅠ ᅠ возникᅠ ᅠ вᅠ ᅠ Ленинградеᅠ ᅠ вᅠ ᅠ 1925ᅠ ᅠ г Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница.,ᅠ ᅠ вᅠ ᅠ 1930ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ ихᅠ ᅠ количествоᅠ ᅠ достиглоᅠ ᅠ 70.ᅠ ᅠ Прочноеᅠ ᅠ местоᅠ ᅠ вᅠ ᅠ репертуареᅠ ᅠ театровᅠ ᅠ занимаютᅠ ᅠ пьесыᅠ ᅠ русскойᅠ ᅠ классическойᅠ ᅠ литературы,ᅠ ᅠ попу­лярныᅠ ᅠ инсценировки.

Вᅠ ᅠ 30-40ᅠ ᅠ гг.ᅠ ᅠ расширяютсяᅠ ᅠ жанрыᅠ ᅠ художественнойᅠ ᅠ самодея­тельности.ᅠ ᅠ Нарядуᅠ ᅠ сᅠ ᅠ драматическими,ᅠ ᅠ хоровымиᅠ ᅠ иᅠ ᅠ музыкальнымиᅠ ᅠ коллективамиᅠ ᅠ возникаютᅠ ᅠ изостудииᅠ ᅠ иᅠ ᅠ танцевальныеᅠ ᅠ коллективы.



Началиᅠ ᅠ создаватьсяᅠ ᅠ первыеᅠ ᅠ самодеятельныеᅠ ᅠ симфоническиеᅠ ᅠ оркестры,ᅠ ᅠ любительскиеᅠ ᅠ оперныеᅠ ᅠ коллективы.ᅠ ᅠ Происходитᅠ ᅠ такжеᅠ ᅠ количественныйᅠ ᅠ ростᅠ ᅠ художественнойᅠ ᅠ самодеятельности.ᅠ ᅠ Вᅠ ᅠ 1930ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ вᅠ ᅠ самодеятельныхᅠ ᅠ коллективахᅠ ᅠ былоᅠ ᅠ 600ᅠ ᅠ тыс.ᅠ ᅠ участников,ᅠ ᅠ аᅠ ᅠ вᅠ ᅠ 1936ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ ихᅠ ᅠ числоᅠ ᅠ достиглоᅠ ᅠ 3ᅠ ᅠ млн.

Возниклоᅠ ᅠ иᅠ ᅠ прочноᅠ ᅠ закрепилосьᅠ ᅠ шефствоᅠ ᅠ профессиональныхᅠ ᅠ коллективовᅠ ᅠ иᅠ ᅠ отдельныхᅠ ᅠ деятелейᅠ ᅠ искусстваᅠ ᅠ вᅠ ᅠ сфереᅠ ᅠ художествен­нойᅠ ᅠ самодеятельности.ᅠ ᅠ Известнаᅠ ᅠ вᅠ ᅠ этомᅠ ᅠ планеᅠ ᅠ деятельностьᅠ ᅠ театраᅠ ᅠ им.ᅠ ᅠ Е.ᅠ ᅠ Вахтангова,ᅠ ᅠ великихᅠ ᅠ артистовᅠ ᅠ -ᅠ ᅠ К.С.ᅠ ᅠ Станиславского,ᅠ ᅠ В.Ц.ᅠ ᅠ Кочалова Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница,ᅠ ᅠ А.Л.ᅠ ᅠ Яблочковойᅠ ᅠ иᅠ ᅠ других.

Вᅠ ᅠ кружкахᅠ ᅠ художественнойᅠ ᅠ самодеятельностиᅠ ᅠ 30-хᅠ ᅠ гг.ᅠ ᅠ прово­дитсяᅠ ᅠ систематическаяᅠ ᅠ учебно-воспитательнаяᅠ ᅠ работа,ᅠ ᅠ заметноᅠ ᅠ улучшаетсяᅠ ᅠ репертуар.ᅠ ᅠ Коллективыᅠ ᅠ художественнойᅠ ᅠ самодеятельно­стиᅠ ᅠ сᅠ ᅠ увлечениемᅠ ᅠ начинаютᅠ ᅠ работатьᅠ ᅠ надᅠ ᅠ произведениямиᅠ ᅠ русскойᅠ ᅠ иᅠ ᅠ западнойᅠ ᅠ классики.ᅠ ᅠ Вᅠ ᅠ числеᅠ ᅠ лучшихᅠ ᅠ коллективовᅠ ᅠ техᅠ ᅠ летᅠ ᅠ были:ᅠ ᅠ ка­пеллаᅠ ᅠ Юго-Западнойᅠ ᅠ железнойᅠ ᅠ дороги,ᅠ ᅠ хорᅠ ᅠ бандуристовᅠ ᅠ металлоза­водаᅠ ᅠ Днепропетровска,ᅠ ᅠ хорᅠ ᅠ гусляровᅠ ᅠ ленинградскихᅠ ᅠ строителей,ᅠ ᅠ во­кально-танцевальныйᅠ ᅠ коллективᅠ ᅠ Батумскогоᅠ ᅠ нефтезаводаᅠ ᅠ иᅠ ᅠ другие.

Планомерныйᅠ ᅠ характерᅠ ᅠ приобрелаᅠ ᅠ учебаᅠ ᅠ руководителейᅠ ᅠ худо­жественнойᅠ ᅠ самодеятельности.ᅠ ᅠ Вᅠ ᅠ 1930ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ Домᅠ ᅠ им.ᅠ ᅠ В.ᅠ ᅠ Поленоваᅠ ᅠ былᅠ ᅠ реорганизованᅠ ᅠ вᅠ ᅠ Центральныйᅠ ᅠ домᅠ ᅠ самодеятельногоᅠ ᅠ искусстваᅠ ᅠ им.ᅠ ᅠ Н.К.ᅠ ᅠ Крупскойᅠ ᅠ (сᅠ ᅠ 1939ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ онᅠ ᅠ сталᅠ ᅠ называтьсяᅠ ᅠ Всесоюзнымᅠ ᅠ домомᅠ ᅠ на­родногоᅠ ᅠ творчества Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница),ᅠ ᅠ которыйᅠ ᅠ развернулᅠ ᅠ инструкторско-методическуюᅠ ᅠ работу,ᅠ ᅠ проводилᅠ ᅠ семинарыᅠ ᅠ иᅠ ᅠ курсыᅠ ᅠ руководителейᅠ ᅠ художественнойᅠ ᅠ самодеятельности,ᅠ ᅠ рассылалᅠ ᅠ репертуарныеᅠ ᅠ бюлле­тениᅠ ᅠ иᅠ ᅠ т.п.

Домаᅠ ᅠ самодеятельногоᅠ ᅠ искусстваᅠ ᅠ создавалисьᅠ ᅠ иᅠ ᅠ наᅠ ᅠ местах,ᅠ ᅠ вᅠ ᅠ областныхᅠ ᅠ центрах.ᅠ ᅠ Вᅠ ᅠ 1935ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ вᅠ ᅠ Москвеᅠ ᅠ былᅠ ᅠ открытᅠ ᅠ первыйᅠ ᅠ вᅠ ᅠ странеᅠ ᅠ театрᅠ ᅠ народногоᅠ ᅠ творчества.ᅠ ᅠ Директоромᅠ ᅠ этогоᅠ ᅠ театраᅠ ᅠ былᅠ ᅠ назначенᅠ ᅠ Б.М.ᅠ ᅠ Филиппов,ᅠ ᅠ аᅠ ᅠ художественнымᅠ ᅠ руководителемᅠ ᅠ -ᅠ ᅠ Н.П.ᅠ ᅠ Охлопковᅠ ᅠ иᅠ ᅠ И.А.ᅠ ᅠ Моисеев.

Начинаяᅠ ᅠ сᅠ ᅠ 1932ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ вᅠ ᅠ странеᅠ ᅠ сталиᅠ ᅠ регулярноᅠ ᅠ проводитьсяᅠ ᅠ олимпиадыᅠ ᅠ иᅠ ᅠ смотрыᅠ ᅠ творчества,ᅠ ᅠ которыеᅠ ᅠ игралиᅠ ᅠ важнуюᅠ ᅠ рольᅠ ᅠ вᅠ ᅠ привлеченииᅠ ᅠ вниманияᅠ ᅠ общественностиᅠ ᅠ кᅠ ᅠ художественнойᅠ ᅠ самодея­тельности[6].

Вᅠ ᅠ 20-еᅠ ᅠ иᅠ ᅠ 30-еᅠ ᅠ гг.ᅠ ᅠ былиᅠ ᅠ сделаныᅠ ᅠ серьезныеᅠ ᅠ шагиᅠ ᅠ вᅠ ᅠ подготовкеᅠ ᅠ кадровᅠ ᅠ дляᅠ ᅠ культурно Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница-досуговыхᅠ ᅠ учреждений.ᅠ ᅠ Начинаяᅠ ᅠ сᅠ ᅠ 1919ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ приᅠ ᅠ совпартшколахᅠ ᅠ былиᅠ ᅠ открытыᅠ ᅠ политпросветотделения,ᅠ ᅠ вᅠ ᅠ центреᅠ ᅠ иᅠ ᅠ наᅠ ᅠ местахᅠ ᅠ функционировалиᅠ ᅠ краткосрочныеᅠ ᅠ курсыᅠ ᅠ дляᅠ ᅠ избачейᅠ ᅠ иᅠ ᅠ библиотекарей.ᅠ ᅠ Вᅠ ᅠ 1919ᅠ ᅠ г.ᅠ ᅠ открытыᅠ ᅠ Академииᅠ ᅠ коммунистическогоᅠ ᅠ воспитанияᅠ ᅠ вᅠ ᅠ Москвеᅠ ᅠ иᅠ ᅠ Петербурге.ᅠ ᅠ Ещеᅠ ᅠ вᅠ ᅠ годыᅠ ᅠ гражданскойᅠ ᅠ войныᅠ ᅠ былиᅠ ᅠ созданыᅠ ᅠ институтыᅠ ᅠ народногоᅠ ᅠ просвещенияᅠ ᅠ сᅠ ᅠ факультетамиᅠ ᅠ внешкольногоᅠ ᅠ просвещенияᅠ ᅠ (околоᅠ ᅠ 40ᅠ ᅠ такихᅠ ᅠ институтов).ᅠ ᅠ Вᅠ ᅠ 20-еᅠ ᅠ гг.ᅠ ᅠ приᅠ ᅠ 20ᅠ ᅠ педагогическихᅠ ᅠ техникумахᅠ ᅠ открылисьᅠ ᅠ политпросветотделе­ния.ᅠ ᅠ Этуᅠ ᅠ работуᅠ ᅠ поᅠ ᅠ подготовкеᅠ ᅠ кадровᅠ ᅠ можноᅠ ᅠ оценитьᅠ ᅠ вᅠ ᅠ целомᅠ ᅠ какᅠ ᅠ положительноеᅠ ᅠ явление.ᅠ ᅠ Вᅠ ᅠ 30-еᅠ ᅠ гг.ᅠ ᅠ былаᅠ ᅠ созданаᅠ ᅠ сетьᅠ ᅠ высшихᅠ ᅠ учеб­ныхᅠ ᅠ заведений,ᅠ ᅠ готовящихᅠ ᅠ работниковᅠ ᅠ культурно-досуговыхᅠ ᅠ учреж­дений.

Вместеᅠ сᅠ тем,ᅠ нельзяᅠ неᅠ сказать,ᅠ чтоᅠ анализᅠ содержанияᅠ учеб­ныхᅠ планов,ᅠ программᅠ большинстваᅠ учебных Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страницаᅠ курсовᅠ свидетельству­етᅠ оᅠ том,ᅠ чтоᅠ иᅠ вᅠ этомᅠ направленииᅠ приоритетᅠ отдавалсяᅠ подготовкеᅠ идеологическихᅠ кадров,ᅠ проводниковᅠ политикиᅠ партииᅠ вᅠ воспита­тельнойᅠ работе.ᅠ Таковаᅠ былаᅠ направленностьᅠ подготовкиᅠ специали­стовᅠ дляᅠ учрежденийᅠ культурыᅠ иᅠ вᅠ последующиеᅠ годы,ᅠ вплотьᅠ доᅠ 80-хᅠ гг.


Главаᅟᅠ 2.ᅟᅠ Особенностиᅟᅠ историиᅟᅠ библиотечногоᅟᅠ делаᅟᅠ вᅟᅠ Советскомᅟᅠ Союзеᅟᅠ (1917-1941гг)

Культурнаяᅟᅠ модернизацияᅟᅠ шлаᅟᅠ поᅟᅠ путиᅟᅠ созданияᅟᅠ культурыᅟᅠ пролетарскогоᅟᅠ типа,ᅟᅠ опирающегосяᅟᅠ наᅟᅠ идеологиюᅟᅠ марксизма.ᅟᅠ Частьюᅟᅠ социалистическойᅟᅠ реконструкцииᅟᅠ являласьᅟᅠ культурнаяᅟᅠ революция,ᅟᅠ направленнаяᅟᅠ наᅟᅠ разрывᅟᅠ историческогоᅟᅠ (дореволюционного)ᅟᅠ культурногоᅟᅠ наследияᅟᅠ черезᅟᅠ большевистскуюᅟᅠ идеологизациюᅟᅠ культуры.

Культураᅟᅠ всеᅟᅠ болееᅟᅠ иᅟᅠ болееᅟᅠ становиласьᅟᅠ частьюᅟᅠ официальнойᅟᅠ партийнойᅟᅠ иᅟᅠ государственнойᅟᅠ пропаганды.ᅟᅠ Наибольшееᅟᅠ вниманиеᅟᅠ оказывалосьᅟᅠ темᅟᅠ учреждениямᅟᅠ культуры Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница,ᅟᅠ которыеᅟᅠ обладалиᅟᅠ широкимᅟᅠ диапазономᅟᅠ воздействия:ᅟᅠ органамᅟᅠ печати,ᅟᅠ кино,ᅟᅠ клубамᅟᅠ и,ᅟᅠ конечноᅟᅠ же,ᅟᅠ библиотекам[7].ᅟᅠ

Модернизацияᅟᅠ культуры,ᅟᅠ вᅟᅠ томᅟᅠ числеᅟᅠ иᅟᅠ библиотечногоᅟᅠ дела,ᅟᅠ вᅟᅠ Тамбовскойᅟᅠ губернииᅟᅠ происходилаᅟᅠ вᅟᅠ сложныхᅟᅠ политическихᅟᅠ условиях.ᅟᅠ Событияᅟᅠ гражданскойᅟᅠ войныᅟᅠ привелиᅟᅠ Тамбовщинуᅟᅠ кᅟᅠ бедственномуᅟᅠ положению,ᅟᅠ отразившемусяᅟᅠ наᅟᅠ развитииᅟᅠ экономики,ᅟᅠ сельскогоᅟᅠ хозяйства,ᅟᅠ культуры.ᅟᅠ Восстановлениеᅟᅠ аграрногоᅟᅠ сектораᅟᅠ иᅟᅠ промышленностиᅟᅠ осуществлялосьᅟᅠ медленнымиᅟᅠ темпами.

Обстановкаᅟᅠ Гражданскойᅟᅠ войны,ᅟᅠ крестьянскогоᅟᅠ восстанияᅟᅠ подᅟᅠ предводительствомᅟᅠ А.ᅟᅠ Антоноваᅟᅠ иᅟᅠ ихᅟᅠ политическихᅟᅠ последствий,ᅟᅠ финансовоеᅟᅠ неблагополучие,ᅟᅠ нехваткаᅟᅠ профессиональныхᅟᅠ кадровᅟᅠ негативнымᅟᅠ образомᅟᅠ отразилисьᅟᅠ наᅟᅠ библиотечномᅟᅠ обслуживанииᅟᅠ населенияᅟᅠ Тамбовщины.

Важноеᅟᅠ значениеᅟᅠ имелиᅟᅠ мероприятияᅟᅠ поᅟᅠ ликвидацииᅟᅠ неграмотностиᅟᅠ средиᅟᅠ населения.ᅟᅠ Повсеместноᅟᅠ создавалисьᅟᅠ чрезвычайныеᅟᅠ комиссииᅟᅠ поᅟᅠ ликвидацииᅟᅠ неграмотности.ᅟᅠ Былаᅟᅠ созданаᅟᅠ широкаяᅟᅠ сетьᅟᅠ школ,ᅟᅠ кружковᅟᅠ иᅟᅠ курсов Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница.ᅟᅠ Вᅟᅠ этотᅟᅠ периодᅟᅠ создаютсяᅟᅠ новыеᅟᅠ учебныеᅟᅠ заведения,ᅟᅠ вᅟᅠ томᅟᅠ числеᅟᅠ рабфакиᅟᅠ -ᅟᅠ подготовительныеᅟᅠ факультетыᅟᅠ дляᅟᅠ ускореннойᅟᅠ подготовкиᅟᅠ рабоче-крестьянскойᅟᅠ молодежиᅟᅠ кᅟᅠ поступлениюᅟᅠ вᅟᅠ вузы,ᅟᅠ школыᅟᅠ ФЗУᅟᅠ -фабрично-заводскогоᅟᅠ ученичества.ᅟᅠ Вᅟᅠ течениеᅟᅠ 1920-хᅟᅠ гг.ᅟᅠ наᅟᅠ новойᅟᅠ идеологическойᅟᅠ основеᅟᅠ развиваетсяᅟᅠ музыкальное,ᅟᅠ театральноеᅟᅠ иᅟᅠ изобразительнойᅟᅠ искусство,ᅟᅠ музейноеᅟᅠ иᅟᅠ архивноеᅟᅠ дело,ᅟᅠ периодическаяᅟᅠ печатьᅟᅠ иᅟᅠ книгоиздательство.

Всеᅟᅠ процессы,ᅟᅠ происходившиеᅟᅠ вᅟᅠ культурнойᅟᅠ сфере,ᅟᅠ осуществлялисьᅟᅠ вᅟᅠ рамкахᅟᅠ полногоᅟᅠ государственногоᅟᅠ контроля,ᅟᅠ чтоᅟᅠ неᅟᅠ моглоᅟᅠ неᅟᅠ отразитьсяᅟᅠ наᅟᅠ развитииᅟᅠ библиотечногоᅟᅠ дела.

Послеᅟᅠ революционныхᅟᅠ событийᅟᅠ 1917ᅟᅠ г.ᅟᅠ библиотечноеᅟᅠ делоᅟᅠ становитсяᅟᅠ важнымᅟᅠ элементомᅟᅠ культурнойᅟᅠ модернизации.ᅟᅠ Впервыеᅟᅠ вᅟᅠ российскойᅟᅠ историиᅟᅠ создаютсяᅟᅠ органыᅟᅠ государственногоᅟᅠ руководстваᅟᅠ библиотечнымᅟᅠ делом,ᅟᅠ формируетсяᅟᅠ государственнаяᅟᅠ библиотечнаяᅟᅠ сеть,ᅟᅠ соответствующаяᅟᅠ административно-территориальному Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страницаᅟᅠ делениюᅟᅠ страны,ᅟᅠ ставятсяᅟᅠ подᅟᅠ государственныйᅟᅠ контрольᅟᅠ библиотекиᅟᅠ другихᅟᅠ ведомств.

Вᅟᅠ Тамбовскойᅟᅠ губернииᅟᅠ трансформировалсяᅟᅠ видовойᅟᅠ составᅟᅠ библиотек:ᅟᅠ коммерческиеᅟᅠ публичные,ᅟᅠ церковные,ᅟᅠ личныеᅟᅠ библиотеки,ᅟᅠ существовавшиеᅟᅠ доᅟᅠ революцииᅟᅠ 1917ᅟᅠ г.,ᅟᅠ былиᅟᅠ национализированы.ᅟᅠ Вᅟᅠ губернииᅟᅠ государственнаяᅟᅠ библиотечнаяᅟᅠ сетьᅟᅠ включалаᅟᅠ Центральнуюᅟᅠ губернскуюᅟᅠ библиотекуᅟᅠ (созданиеᅟᅠ которойᅟᅠ сталоᅟᅠ принципиальноᅟᅠ новымᅟᅠ явлениемᅟᅠ вᅟᅠ организацииᅟᅠ библиотечногоᅟᅠ обслуживанияᅟᅠ Тамбовскойᅟᅠ губернии,ᅟᅠ посколькуᅟᅠ дореволюционныеᅟᅠ (земские)ᅟᅠ проектыᅟᅠ библиотечнойᅟᅠ сетиᅟᅠ подобногоᅟᅠ статусаᅟᅠ библиотекᅟᅠ неᅟᅠ предусматривали),ᅟᅠ уездныеᅟᅠ центральные,ᅟᅠ городские,ᅟᅠ волостные,ᅟᅠ сельскиеᅟᅠ библиотеки,ᅟᅠ аᅟᅠ такжеᅟᅠ детскиеᅟᅠ библиотекиᅟᅠ иᅟᅠ передвижные.ᅟᅠ Ведомственнаяᅟᅠ сетьᅟᅠ былаᅟᅠ представленаᅟᅠ школьными,ᅟᅠ красноармейскими,ᅟᅠ партийными,ᅟᅠ профсоюзнымиᅟᅠ библиотеками.ᅟᅠ Вᅟᅠ началеᅟᅠ 1920-хᅟᅠ гг.ᅟᅠ вᅟᅠ Тамбовскойᅟᅠ губернииᅟᅠ насчитывалосьᅟᅠ 1ᅟᅠ 152ᅟᅠ библиотечныхᅟᅠ учрежденияᅟᅠ (включаяᅟᅠ избы-читальни),ᅟᅠ вᅟᅠ томᅟᅠ числе Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница:ᅟᅠ 1ᅟᅠ Центральнаяᅟᅠ губернскаяᅟᅠ библиотека,ᅟᅠ 12ᅟᅠ центральныхᅟᅠ уездныхᅟᅠ библиотек,ᅟᅠ 41ᅟᅠ городская,ᅟᅠ 130ᅟᅠ волостных,ᅟᅠ 279ᅟᅠ сельских,ᅟᅠ 15ᅟᅠ детскихᅟᅠ (школьных)ᅟᅠ иᅟᅠ 399ᅟᅠ передвижных.

Новаяᅟᅠ экономическаяᅟᅠ политика,ᅟᅠ начавшаяᅟᅠ реализовыватьсяᅟᅠ вᅟᅠ 1921ᅟᅠ г.,ᅟᅠ сразуᅟᅠ жеᅟᅠ оказалаᅟᅠ своеᅟᅠ влияниеᅟᅠ иᅟᅠ наᅟᅠ библиотечноеᅟᅠ дело.ᅟᅠ Первоначальноᅟᅠ этоᅟᅠ влияниеᅟᅠ былоᅟᅠ негативным:ᅟᅠ прекращениеᅟᅠ государственногоᅟᅠ финансированияᅟᅠ иᅟᅠ закрытиеᅟᅠ большогоᅟᅠ количестваᅟᅠ библиотек.ᅟᅠ Но,ᅟᅠ развернувшисьᅟᅠ кᅟᅠ серединеᅟᅠ 1920-хᅟᅠ гг.,ᅟᅠ НЭПᅟᅠ сталᅟᅠ приноситьᅟᅠ положительныеᅟᅠ результаты:ᅟᅠ быстроᅟᅠ восстанавливалисьᅟᅠ промышленность,ᅟᅠ транспорт,ᅟᅠ сельскоеᅟᅠ хозяйство.ᅟᅠ Поᅟᅠ мереᅟᅠ укрепленияᅟᅠ народногоᅟᅠ хозяйстваᅟᅠ сталаᅟᅠ усиливатьсяᅟᅠ материальнаяᅟᅠ поддержкаᅟᅠ библиотек.ᅟᅠ Кᅟᅠ концуᅟᅠ 1928ᅟᅠ г.ᅟᅠ государственнаяᅟᅠ библиотечнаяᅟᅠ сетьᅟᅠ Тамбовскойᅟᅠ губернииᅟᅠ составилаᅟᅠ 382ᅟᅠ библиотеки,ᅟᅠ вᅟᅠ томᅟᅠ числеᅟᅠ 1ᅟᅠ Центральнуюᅟᅠ губернскую,ᅟᅠ 6ᅟᅠ центральныхᅟᅠ уездныхᅟᅠ иᅟᅠ 298ᅟᅠ библиотек,ᅟᅠ расположенныхᅟᅠ вᅟᅠ сельскойᅟᅠ местности.ᅟᅠ Вᅟᅠ суммарномᅟᅠ объемеᅟᅠ онаᅟᅠ вышлаᅟᅠ наᅟᅠ показатель Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница1920ᅟᅠ г.,ᅟᅠ приᅟᅠ том,ᅟᅠ чтоᅟᅠ площадьᅟᅠ губернииᅟᅠ заᅟᅠ этотᅟᅠ периодᅟᅠ уменьшиласьᅟᅠ вдвое.

Характернойᅟᅠ чертойᅟᅠ советскогоᅟᅠ периодаᅟᅠ становитсяᅟᅠ введениеᅟᅠ библиотечнойᅟᅠ цензуры.ᅟᅠ Изᅟᅠ библиотекᅟᅠ изымалисьᅟᅠ издания,ᅟᅠ неᅟᅠ соответствующиеᅟᅠ государственномуᅟᅠ политическомуᅟᅠ курсу.ᅟᅠ Вᅟᅠ результатеᅟᅠ проведенныхᅟᅠ массовыхᅟᅠ чистокᅟᅠ огромноеᅟᅠ количествоᅟᅠ литературыᅟᅠ былоᅟᅠ утрачено.ᅟᅠ Фондыᅟᅠ большейᅟᅠ частиᅟᅠ библиотекᅟᅠ создавалисьᅟᅠ практическиᅟᅠ заново.ᅟᅠ Негативнымиᅟᅠ факторами,ᅟᅠ влияющимиᅟᅠ наᅟᅠ этотᅟᅠ процесс,ᅟᅠ былиᅟᅠ плохоᅟᅠ контролируемаяᅟᅠ реквизицияᅟᅠ бывшихᅟᅠ частныхᅟᅠ иᅟᅠ церковныхᅟᅠ библиотек,ᅟᅠ слабаяᅟᅠ книгоиздательскаяᅟᅠ деятельность,ᅟᅠ недостаточноеᅟᅠ финансированиеᅟᅠ комплектования[8].ᅟᅠ

Серьезнойᅟᅠ проблемойᅟᅠ явилосьᅟᅠ отсутствиеᅟᅠ эффективныхᅟᅠ формᅟᅠ широкойᅟᅠ подготовкиᅟᅠ библиотечныхᅟᅠ кадров.ᅟᅠ Подготавливаемыйᅟᅠ вᅟᅠ совпартшколах,ᅟᅠ педагогических,ᅟᅠ политпросветовскихᅟᅠ иᅟᅠ т.п.ᅟᅠ образовательныхᅟᅠ учрежденияхᅟᅠ оченьᅟᅠ небольшойᅟᅠ контингентᅟᅠ библиотекарейᅟᅠ совершенноᅟᅠ неᅟᅠ удовлетворялᅟᅠ потребностиᅟᅠ библиотечногоᅟᅠ дела.ᅟᅠ Новыхᅟᅠ специалистовᅟᅠ готовилиᅟᅠ вᅟᅠ основном Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страницаᅟᅠ наᅟᅠ библиотечныхᅟᅠ курсах,ᅟᅠ которыеᅟᅠ былиᅟᅠ организованыᅟᅠ губернскимᅟᅠ отделомᅟᅠ народногоᅟᅠ образования.

Вᅟᅠ неудовлетворительномᅟᅠ состоянииᅟᅠ находиласьᅟᅠ иᅟᅠ материально-техническаяᅟᅠ базаᅟᅠ библиотек.ᅟᅠ Многиеᅟᅠ изᅟᅠ нихᅟᅠ неᅟᅠ имелиᅟᅠ специальныхᅟᅠ помещенийᅟᅠ иᅟᅠ располагалисьᅟᅠ вᅟᅠ непригодныхᅟᅠ дляᅟᅠ работыᅟᅠ сᅟᅠ читателями.ᅟᅠ Частоᅟᅠ библиотекиᅟᅠ находилисьᅟᅠ вᅟᅠ зданиях,ᅟᅠ вᅟᅠ которыхᅟᅠ размещалисьᅟᅠ другиеᅟᅠ организации.ᅟᅠ Подᅟᅠ большинствоᅟᅠ районныхᅟᅠ библиотекᅟᅠ былиᅟᅠ приспособленыᅟᅠ домаᅟᅠ бывшихᅟᅠ помещиковᅟᅠ илиᅟᅠ волостныеᅟᅠ правления.ᅟᅠ Некоторыеᅟᅠ библиотекиᅟᅠ размещалисьᅟᅠ вᅟᅠ народныхᅟᅠ домах,ᅟᅠ приᅟᅠ школахᅟᅠ илиᅟᅠ приᅟᅠ Совдепе.

Коммунистическаяᅟᅠ партияᅟᅠ поставилаᅟᅠ передᅟᅠ библиотекамиᅟᅠ задачуᅟᅠ коренногоᅟᅠ измененияᅟᅠ методовᅟᅠ работыᅟᅠ сᅟᅠ читателями,ᅟᅠ разработкиᅟᅠ новыхᅟᅠ формᅟᅠ библиотечногоᅟᅠ обслуживания.ᅟᅠ Вᅟᅠ соответствииᅟᅠ сᅟᅠ положениямиᅟᅠ государственнойᅟᅠ политикиᅟᅠ ведущимиᅟᅠ направлениямиᅟᅠ деятельностиᅟᅠ библиотекᅟᅠ являлисьᅟᅠ ликвидацияᅟᅠ безграмотности,ᅟᅠ повышение Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страницаᅟᅠ культурно-образовательногоᅟᅠ уровняᅟᅠ населения,ᅟᅠ распространениеᅟᅠ агрикультурныхᅟᅠ знаний.

Вᅟᅠ библиотекахᅟᅠ получилиᅟᅠ распространениеᅟᅠ такиеᅟᅠ мероприятия,ᅟᅠ какᅟᅠ инсценировки,ᅟᅠ рассказывания,ᅟᅠ шествияᅟᅠ книгᅟᅠ наᅟᅠ сцене,ᅟᅠ устныеᅟᅠ рецензии,ᅟᅠ вечераᅟᅠ книги,ᅟᅠ пениеᅟᅠ библиотечныхᅟᅠ частушек,ᅟᅠ громкиеᅟᅠ чтенияᅟᅠ газетᅟᅠ иᅟᅠ книг,ᅟᅠ конкурсы,ᅟᅠ плакаты.ᅟᅠ Приᅟᅠ библиотекахᅟᅠ создавалисьᅟᅠ читательскиеᅟᅠ кружки,ᅟᅠ обществаᅟᅠ друзейᅟᅠ книги.

Вᅟᅠ целомᅟᅠ поᅟᅠ библиотекамᅟᅠ губернииᅟᅠ доминирующейᅟᅠ группойᅟᅠ читателейᅟᅠ являлисьᅟᅠ учащиеся,ᅟᅠ которыеᅟᅠ составлялиᅟᅠ 48,8%ᅟᅠ всехᅟᅠ пользователей;ᅟᅠ наᅟᅠ долюᅟᅠ занимающихсяᅟᅠ умственнымᅟᅠ трудомᅟᅠ приходилосьᅟᅠ 14,4%,ᅟᅠ крестьянᅟᅠ -ᅟᅠ 13,2%.ᅟᅠ Самыеᅟᅠ немногочисленныеᅟᅠ группыᅟᅠ читателейᅟᅠ составлялиᅟᅠ рабочиеᅟᅠ -ᅟᅠ 6,7%ᅟᅠ иᅟᅠ красноармейцыᅟᅠ -ᅟᅠ 2,9%.ᅟᅠ Читателейᅟᅠ дифференцировалиᅟᅠ поᅟᅠ ихᅟᅠ социально-классовойᅟᅠ принадлежности,ᅟᅠ аᅟᅠ неᅟᅠ поᅟᅠ читательскимᅟᅠ запросамᅟᅠ иᅟᅠ интересам.

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав


documentazomlwr.html
documentazomtgz.html
documentazonarh.html
documentazonibp.html
documentazonplx.html
Документ Глава 1. Роль и место просветительной и досуговой деятельности в жизни общества 1917-1941 гг. 6 3 страница